Военная реформа
До петровских военных реформ основу вооруженных сил России составляло поместное дворянское ополчение, созываемое на случай военных действий и потом распускаемое по домам, и постоянное стрелецкое войско. В первой четверти XVIII в. ликвидируются архаическое дворянское ополчение и стрелецкое войско, а вместо них создается мощная регулярная армия.
Одновременно с этим сохраняются украинское, донское, яицкое и терское казачества, а также регулярные национальные формирования (башкиры, калмыки). К концу царствования Петра I в новой регулярной армии было 126 полков общей численностью 200 тыс. солдат всех родов оружия. Казачья регулярная конница насчитывала в то время более 100 тыс. человек.
Военная реформа, безусловно, являлась основой деятельности по изменению практически всей российской жизни. Армия и флот были главной заботой Петра I. Проведенные в 1694 г. большие маневры русской армии, а также азовские походы (1695, 1696) окончательно убедили царя в малой пригодности старой военной организации. Ядром новой армии стали “потешные” Преображенский и Семеновский полки, созданные в 1687 г.
В основу комплектования армии была положена рекрутская система (1705), в соответствии с которой рядовой состав набирался из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус формировался из дворян. Военная повинность была объявлена пожизненной и постоянной. Несмотря на принудительный характер повинности, Петр со временем получает не только регулярную, но и мононациональную армию, выгодно отличавшуюся от наемной.
Для подготовки командного состава были открыты специальные военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы), но главной военнопрактической школой подготовки офицерских кадров стала служба в гвардейских полках. Указ 1714 г. запрещал производство в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках. В основу военной иерархии и продвижения по служебной лестнице была положена не родовитость, а личная выслуга. По инициативе Петра I и на основе европейского опыта впервые в отечественной истории было разработано военное законодательство (“Устав воинский” и “Морской устав”), утверждены органы управления армией и флотом (Военная и Адмиралтейская коллегии), большое внимание уделено развитию военного искусства, материальному обеспечению и вооружению войск.
Наряду с созданием регулярной армии шло строительство военно-морского флота. Основное внимание уделялось созданию Балтийского флота. В 1704 г. был спущен на воду первый русский фрегат, а через 20 лет русские военноморские силы на Балтике стали самыми мощными. Набор во флот также осуществлялся на основе рекрутской повинности, но преимущество отдавалось уроженцам Архангельской и Астраханской губерний, знакомым с морским делом. Для подготовки морских офицерских кадров в 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, а в 1716 г. — гардемаринская рота.
К 1725 г. численность регулярной армии достигала 200 тыс. человек, а с иррегулярными войсками и флотом — 250 тыс. Военный флот насчитывал 48 линейных кораблей и свыше 28 тыс. человек экипажа.
Податная реформа. На протяжении всего царствования одна и та же забота одолевала Петра I: где добыть денег на содержание армии, на вооружение, строительство флота, ведение бесконечных войн, на содержание разросшегося государственного аппарата?
Государственные расходы стремительно возрастали, и чтобы покрыть их, изыскивались любые способы и возможности. Повсеместно проводилось обложение населения прямыми налогами, вводились и косвенные налоги (они составляли около 40% доходного бюджета), а также промысловые сборы (на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, мельницы), объявлялась государственная монополия на соль, табак, жир, сало, смолу, увеличивалась чеканка денег на Монетном дворе, что привело к наводнению рынка обесцененными деньгами.
В 1721 г. был издан “Последний указ”, обязывавший всех, “впадших в утайку и в погрешение, исправиться” и представить проверенные сведения до 1 сентября. Все податные люди, за исключением помещичьих крестьян, кроме подати ежегодно платили государству 40 коп. оброка.
Реформы в области центрального управления. Абсолютизм как форма государственного управления требовал юридического оформления, которое сопровождалось коренной перестройкой и предельной централизацией всей системы государственного управления, ее высших, центральных и местных органов. Петр I стремился создать в России аппарат власти по образцу западноевропейских государств.
В 1699 г. на смену терявшей влияние Боярской думе, просуществовавшей более 200 лет, приходит сенат — высший государственный орган Российской империи, учрежденный указом Петра I от 2 марта 1711 г. Сенаторы несли ответственность только перед царем, в руках которого была сосредоточена вся полнота законодательной и судебной власти.
Сенату предписывалось разрабатывать законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Коренное отличие нового органа от Боярской думы состояло в том, что если членов Думы назначали по “породе”, то сенаторами становились по воле царя и служебным заслугам. Для надзора за деятельностью сената в 1722 г. был поставлен генерал-прокурор. Загруженность сената повседневной черновой работой потребовала в свою очередь перестройки системы центрального управления.
Одновременно с организацией сената Петр I ввел в стране институт фискалов — учреждение, дотоле не известное на Руси. Институт фискалов должен был осуществлять негласный надзор над всем и вся, не предупреждая преступления, а только раскрывая их.
В 1717—1718 гг. система приказов была заменена коллегиями. Сначала коллегий было девять. Три из них были главными, получившими название первейшие: Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская.
В 1718—1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов и канцелярий, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия во главе с президентом и вице-президентом ведала строго определенной отраслью управления. Фактически на правах коллегии существовали учрежденный в 1722 г. Главный магистрат, руководивший работой органов городского самоуправления, и Синод (Духовная коллегия). Кроме того, действовали Преображенский приказ и Тайная канцелярия, осуществлявшие функции политического сыска, и ряд других ведомств.
С целью централизации и укрепления власти на местах в 1708 г. страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию, поэтому с 1719 г. губернии стали делиться на провинции, число которых достигло 50. Возглавляли провинции воеводы. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты, а затем — на уезды.
Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютной монархии в политическом строе России.