Культура народа

В XVIII в. Германия не была единым централизованным государством. Однако у немцев появилась тяга к культурному единству, они стремились к единству языка, обычаев, традиций и образа жизни. В отдельных германских княжествах было введено обязательное начальное образование. Однако многие представители правящих кругов, в том числе король Пруссии Фридрих II, были против просвещения простого народа и чинили всяческие препятствия. Это обстоятельство только усугубляло неравенство между верхами и низами.
 
Среди просветителей были великие немецкие писатели и поэты: И. Гердер, И. Ф. Шиллер, И. В. Гёте. Они считали, что
 
народ является единственным творцом и хранителем духовных ценностей. Именно поэтому Гердер призывал к изучению и пропаганде народной культуры.
 
Иоганн Вольфганг Гёте

 

В XVII—XVIII вв. происходил смелый переход от средневековой схоластики и религиозных представлений к познанию природы путем опытов и наблюдений. Но простой невежественный народ с трудом понимал эти новые идеи. Подавляющее большинство оставалось на уровне дохристианских верований. Преклонение перед духами предков, колдовство, гадание были сильнее не только идей Просвещения, но и церковной религиозной проповеди. Своими книгами, статьями, пьесами просветители оказывали существенное влияние на общественное мнение. Они подвергали острой критике режим абсолютной власти, церковное мракобесие, систему образования того времени, распущенность нравов.
 
Одним из выдающихся деятелей эпохи Просвещения был Вольтер, настоящее имя — Мари Франсуа Аруэ (1694— 1778). Он подвергал беспощадной критике католических священнослужителей, называл церковные обряды способом, придуманным для того, чтобы держать народ в темноте, невежестве, призывал к уничтожению правящих классов и феодальных привилегий.
 
Наука. Ученые эпохи Просвещения придавали особое значение естественным наукам. Они считали, что физика, химия, биология, геология и другие естественные науки в состоянии объяснить все явления, происходящие в мире. Только немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) предупреждал, что человек может не все, его ум ограничен, а “в мире много предметов, понять которые ты не в состоянии”. “Дерзай понимать!” — так Кант определил суть умонастроений своей эпохи, которую называл веком Просвещения. И. Кант дал такое определение этому времени: “Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого”.
 
Исаак Ньютон
 
В эпоху Просвещения развернулась ожесточенная борьба между двумя мировоззрениями: научным и религиозным. Выдающийся английский математик той эпохи Исаак Ньютон (1643—1727), являясь глубоко верующим человеком, считал, что человечество должно стремиться к познанию всемогущего Бога. По его мнению, природа очень проста и познаваема, в чем и проявляется всемогущество Творца. Ученые противоположного лагеря заверяли, что законы природы действуют самостоятельно, безо всякого божественного вмешательства.
 
Группа просветителей подвергла критике религию с позиции науки. Французский астроном и математик Пьер Лаплас (1749—1827) установил динамику образования Солнечной системы. На вопрос императора Наполеона I: “В этом вашем научном открытии есть что-либо, относящееся к Богу?” он ответил: “Ничего нет”.