Парламентские реформы второй половины ХIХ в.
Превращение рабочего движения Англии в самостоятельную политическую силу заставило буржуазию искать его поддержки. Рассчитывая получить голоса рабочих в случае включения их в списки избирателей, обе партии стали предлагать проекты новой парламентской реформы.
В 1864 г. лидер либеральной партии Уильям Гладстон предложил понизить имущественный ценз и тем самым предоставить рабочим право голоса. Однако этот законопроект не был принят парламентом.
Правительство консерваторов, образованное в 1866 г., перехватило инициативу у либералов. Премьер-министр кабинета консерваторов Бенджамин Дизраэли предложил свой вариант парламентской реформы, который не только предполагал снижение имущественного ценза, но и расширял представительство крупных промышленных городов. Этот законопроект был поддержан в парламенте не только консерваторами, но и либералами. Результатом политического компромисса стала парламентская реформа 1867 г. Имущественный ценз был снижен. Число избирателей увеличилось вдвое и достигло 2,5 млн. человек. Реформа была выгодна новым промышленным центрам Англии, избирательные права получила значительная часть рабочих.
Однако на первых же (после парламентской реформы) выборах в 1868 г. консерваторы потерпели поражение и перешли в оппозицию. Правительство сформировали либералы, премьер-министром стал У. Гладстон. Либеральный кабинет продолжил реформы. Вводилась тайная подача голосов при выборах в парламент. В 1884 г. была проведена третья парламентская реформа: принят Закон о народном представительстве, по которому право голоса предоставлялось всем мужчинам, достигшим 21 года, имевшим дом или квартиру. В 1885 г. были окончательно ликвидированы права “гнилых местечек”. Вся страна была разбита на избирательные округа с равным числом голосующих.
После более полувека непрерывных реформ британская политическая система стала демократической. В 1886 г. в выборах принимали участие 5,7 млн. человек. Кроме депутатов парламента впервые избирали советы графств и городов.