Теории развития общества
На основе идеи “естественного равенства” просветители критиковали современное им общество. Если природа не создала социального неравенства, то почему же оно существует? Ведь общество строится на всеобщих естественных законах. “Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах” — эта фраза,
Дени Дидро
принадлежащая Ж. Ж. Руссо, воспринималась не просто как горькая констатация факта, а как призыв к преобразованию мира.
Просветители верили в возможность построения гармоничного общества, царства справедливости, которое будет создано руками человеческими. Даже у Руссо речь шла о процветающем модернизированном обществе, в котором развиваются промышленность, коммерция и наука, а человек свободен от предрассудков, порождающих страх перед Богом, церковью и правителями. Но, как и в “золотом веке”, будущее общество должно основываться на принципе равенства или хотя бы приближаться к этому идеалу. Достичь этого можно, согласно теориям некоторых просветителей, за счет примерно одинакового распределения собственности.
В связи с развитием “цивилизованности” в Европе сформировалась идея “общественного прогресса”. Вера в разум человека позволила просветителям сделать вывод о светлом будущем человечества. Французский просветитель Жак Тюрго (1727—1781) связывал общественный прогресс с развитием хозяйства, науки и техники. Философ Жан Антуан Кондорсе (1743—1794) считал, что возможности человека в самосовершенствовании безграничны. Прогресс науки и самосовершенствование человека, по мнению Кондорсе, должны привести человечество к земному раю, обществу без изъянов.
В эпоху Просвещения ослабло влияние церкви на общество и государство. Новоявленные собственники — банкиры, торговцы, промышленники — стали вытеснять землевладельцев — дворян. Просветителей волновали вопросы перспективы развития отношений между властью и обществом, между старыми и новыми собственниками, между новыми дворянами и буржуа. Подавляющее большинство просветителей считали, что будущее человечества зависит от того, в чьих руках окажется собственность. Одни утверждали, что собственность является препятствием на пути достижения гармонии между государством и обществом, другие — что частная собственность является условием общественного и государственного блага.
По рассуждению французского историка Жана Мелье (1664—1729), справедливым считается такое общество, где все равны и являются совладельцами собственности. Он считал, что корень злодейства — в невежестве народа, а благополучия можно достичь лишь путем борьбы бедных против богатых.
Подобных взглядов придерживался французский историк и политический деятель Габриель Бонно де Мабли (1709—
1785). Он призывал к возврату в естественное состояние человека, где существовало всеобщее владение собственностью. Мабли был против богатства, он считал, что источниками всех бед являются праздный образ жизни и роскошь.
Противоположного мнения придерживался шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790), который считал, что человек, преследуя собственные интересы, обогащает и улучшает жизнь общества. Смит изложил экономические взгляды в книге “Исследования о природе и причинах богатства народов”. Выступая против государственного меркантилизма и протекционизма, он призывал к защите интересов свободной конкуренции и торговли, утверждая, что личный доход в итоге принесет пользу обществу. Вместе с тем, считал Смит, государство должно заботиться о бедных.
Возникновение и развитие идей гражданского общества и государственного права тесно связано с именами видных деятелей эпохи Просвещения, таких как Томас Гоббс, Джон Локк и Шарль Монтескье. По их мнению, если дать полномочия, то народ вправе поднять восстание или свергнуть правительство. Такой взгляд на жизнь в век Просвещения окончательно разрушил мнение о том, что власть государства предопределена Всевышним.
Если правительство государства будет придерживаться справедливой власти и соблюдать законы, то общество и его граждане будут развиваться свободно. Такое государство вправе называть себя правовым, в нем гражданин имеет право на жизнь, владение частной собственностью и свободу. Эти права гарантированы и защищаются законом. В правовом государстве закон превыше всего и обязателен для всех. Такое государство не должно допускать бесчинства и самоуправства, в таких случаях пускается в ход механизм, ограничивающий власть. Гражданское общество — это совокупность отношений между людьми независимо от государства. И такое общество развивается в ходе становления и формирования правового государства. Гражданское общество не может существовать без правового государства, и напротив, правовое государство невозможно без гражданского общества.
Просветительство, говоря в общем, способствует политизации общественного сознания и усилению революционных настроений.
Мечтая о новом обществе, просветители отнюдь не считали, что революция — это лучший способ решения проблем. Насилию они противопоставляли духовное просвещение народа и правителей, считая главным делом — рассеять тьму предрассудков и невежества.
Тем не менее получилось так, что теории просветителей сыграли совсем иную, революционизирующую роль в общественном сознании. Английская, американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения, прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора. Не призывая прямо к ниспровержению государственного строя, просветители внедряли в сознание человека мысль о том, что его воли и знаний достаточно для переустройства общества.
Вопросы и задания
1. Какие качества были свойственны передовому человеку эпохи Просвещения?
2. Чем отличался простой народ от просветительской элиты в XVIII в.?
3. Назовите великих деятелей века Просвещения.
4. Составьте схему “Просветители и их идеи”.
5. Можно ли встретить идеи просветителей о правовом государстве и гражданском обществе в современной жизни? Обоснуйте ответ.
6. Обоснуйте собственную теорию развития современного общества. Напишите научный мини-проект.