Внешняя политика сёгуната Токугавы

Династия Токугава, чтобы поднять свой престиж, стала налаживать отношения с иностранцами, так как страна нуждалась в передовых технических знаниях, европейских способах производства оружия. Однако происки иностранцев и их стремление укрепить свое влияние в Японии внушали опасения.
 
Первыми иностранцами, вступившими на японскую землю, были португальцы, впервые приехавшие в Японию в 1542 г. Они обосновались на юге о. Кюсю и принялись насаждать католическую религию. Широкое распространение на юге страны христианской веры послужило поводом для беспокойства японских властей. Они боялись захвата японских территорий. В связи с этими опасениями Токугава Иэмицу в середине XVII в. ввел политику “закрытых дверей”, запрещавшую японцам покидать страну.
 
Европейцы в основном занимались миссионерской деятельностью. В это время в Японии проживало 700 тыс. человек, принявших христианскую веру. В 1614 г. был издан специальный указ, запрещающий принимать иностранную веру. В 1636 г. правительство Токугавы запретило японцам выезжать за пределы Японии, нарушителей ожидала смертная казнь. Иностранцам нельзя было заниматься миссионерской деятельностью, им разрешалось только вести торговлю.
 
Жители г. Симабар на о. Кюсю, исповедовавшие христианство, в 1637 г. выступили против порядка Токугавы. С трудом подавив это восстание, сёгун объявил Японию совершенно закрытой для иностранцев.
 
В 1638 г. правительство Токугавы изгнало из страны всех португальцев и испанцев. Лишь голландцам, помогавшим подавить восстание в Симабаре, сделали небольшое послабление. Только через порт в Нагасаки два раза в год разрешалось проходить корейским и китайским кораблям.

 

Главной причиной проведения Токугавой политики “закрытых дверей” через сёгунскую власть было стремление держать в повиновении весь народ. Политика отчуждения продолжалась в Японии до XIX в.
 
Несмотря на запрет сёгуната Токугавы на въезд иностранцев в страну, он не отказался от познания культурных и технических мировых достижений. Японцы постоянно следили за новшествами в Китае и западных странах. С конца XVII в. в Японию привозили много европейской научной и религиозной литературы. В XVII в. в сёгунате для перевода этой литературы на японский язык создали специальное управление. Особенно ценили японцы научные открытия в области техники, медицины и ботаники.
 
С конца XVII в. в Японии утвердился принцип “Восточная мораль — западная техника”.
 
Наибольшего расцвета достигла японская культура в XVII—XVIII вв. Создавались основанные на традиционной культуре литературные и музыкальные произведения, развивались прикладное искусство, живопись и т. д.