4. Проблемы повышения эффективности промышленного производства в период социалистического строительства
Преимущества социализма перед капитализмом в сфере материального производства реализуются посредством новой, социалистической организации производства, труда десятков миллионов людей.
Социалистическая организация труда раскрывает наибольшие возможности развития общественного производства. На основе принципов социалистической организации общественного труда на всех этапах строительства социализма решалась задача повышения эффективности промышленного производства.
По плану первой пятилетки рост производства базировался главным образом на использовании таких экстенсивных факторов, как увеличение мощностей основных производственных фондов и численности рабочих. Во второй пятилетке предусматривалось обеспечение развития производства на основе более широкого использования интенсивных факторов. Так, значительное повышение производительности труда за годы второй пятилетки являлось решающим условием выполнения плановых заданий по росту промышленного производстве. В третьей пятилетке ставилась задача дальнейшего развития народного хозяйства путем более полного использования интенсивных факторов развития общественного производства.
В период довоенных пятилеток промышленность Казахстана развивалась в основном за счет нового строительства. Строительство гигантских предприятий основных отраслей промышленности осуществлялось в условиях отсутствия должной инфраструктурной основы, достаточного количества квалифицированных кадров и т. д. Однако уже в восстановительный период и в последующие годы, когда речь шла о необходимости создания мощной сырьевой базы на основе вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов Казахстана, в центральных хозяйственных органах страны интересовались экономической стороной проблемы, тем, каковы предпосылки для эффективной организации промышленного производства. Так, в Москве при Госпромцветмете с 30 марта по 6 апреля 1925 г. проводилось Всесоюзное совещание по цветным металлам. На нем специально обсуждался вопрос "Производственно-экономические возможности выплавки свинца и меди в степях Киррсспублики". В ходе его обсуждения была доказана возможность организации производства цветных металлов в Казахстане со значительным экономическим эффектом.
Хотя обширная территория Казахстана тогда имела только одну железную дорогу, проходящую через западные и некоторые южные районы, условия гужевого транспорта и обеспечения неквалифицированной рабочей силой внутри республики были достаточно благоприятны для восстановления выплавки свинца и меди на заводах, далеко отстоявших от железной дороги. Это положение подтверждалось многочисленными данными. Так, в 1923—1924 гг. на Степановском заводе, расположенном в урочище Кызыл-Эспе тогдашней Акчатавской волости Каркаралинского уезда, производилась плавка свинца. Было выплавлено 3500 пудов, себестоимость одного пуда свинца на заводе в 1923 г. составляла 3 р. 60 к. Даже при реализации свинца-веркблея в Москве зимой 1924 г. по цене от 7 руб. до 7 р. 25 к. за пуд предприятие получало прибыль.
На свинцовом заводе месторождения Кургасын в 1916 г. было выплавлено 12 тыс. пудов свинца, при этом эксплуатационные расходы составили 59 110 руб., себестоимость одного пуда — 4 р. 90 к., а стоимость провоза одного пуда свинца до Москвы по железной дороге — 5 р. 50 к., что при рыночной цене в 7 руб. давало прибыли на один пуд — 1р. 50 к., а всего — 18 тыс. руб.
На вышеуказанном совещании был сделан вывод о том, что «разведанные и подсчитанные запасы медных руд и каменного угля в Атбасарском медном деле настолько значительны, а его оборудование настолько совершенно, что достройку на 20% и пуск в ход этого предприятия необходимо поставить в первую очередь с таким расчетом, чтобы через 2 года его пустить в действие и получить запроектированную на нем годовую производительность в 7,5 тыс. тонн меди». В действительности так и произошло, Карсакпайский завод был пущен в ноябре 1928 г.
С первых дней индустриализации значительное внимание уделялось вопросу повышения эффективности капитальных вложений. Эта проблема была поставлена еще в плане ГОЭЛРО, более широко она разрабатывалась накануне первой пятилетки. В 1927— 1932 гг. вопросы экономической эффективности капитальных вложений интенсивно разрабатывались Госпланом СССР, ВСНХ, ЦСУ СССР, научно-исследовательскими институтами и обсуждались на страницах журналов «Плановое хозяйство», «Проблемы экономики», «Пути индустриализации», «Вестник финансов» и др.
В Инструкции по составлению пятилетнего перспективного плана промышленности, адресованной в 1927 г. местным органам ВСНХ и республиканским трестам, отмечалось, что территориальное планирование промышленности в целях достижения максимального удешевления продукции требует детального учета влияния на ее себестоимость всех факторов, связанных с обеспечением сырьем, топливом, материалами, электроэнергией, рабочей силой, реализационными расходами и т, д. В ней предлагалось при разработке перспективного плана исходить из необходимости обеспечения рентабельности затраты на выпуск новой продукции особенно там, где требуются значительные капитальные вложения. Далее указывалось, что капитальные затраты должны базироваться, прежде всего, на средствах самой промышленности и лишь при их недостаточности следует строить расчеты на привлечение средств по бюджету или займу восстановления народного хозяйства.
При определении эффективности вложений большое значение придавалось показателям фондоотдачи, роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, улучшения ее качества.
Проблема повышения эффективности капитальных вложений особенно важное значение имела в условиях Казахстана, где в возрастающих масштабах осуществлялось интенсивное строительство производственных объектов. Поэтому эта проблема постоянно интересовала хозяйственные, планово-финансовые органы КазССР. В этом отношении характерным для того времени является содержание инструктивного письма Казнаркомфина. В нем местным финорганам рекомендуется обратить внимание на снижение себестоимости заготовляемого сырья, имея в виду, что от этого зависит снижение издержек производства в промышленности не только Казахстана, но и всего Союза. В письме сказано, что при разрешении вопросов, связанных с финансированием предприятий промышленности, необходимо определить действительные размеры нужды в средствах, степень их использования; по своему характеру финансирование должно выражаться только в выдаче возвратных ссуд при обеспечении нормальной рентабельности затрат. Казнаркомфин, ссылаясь на отмеченную XV съездом партии опасность увлечения вложением государственных средств в крупное строительство, реализующееся через ряд лет, выражал готовность соглашаться на капитальное строительство за счет государственных средств только в том случае, если «рациональность этого строительства несомненна и при сравнительно небольших капитальных вложениях обещает быстрый производственный эффект».
Коммунистическая партия и Советское правительство всегда подчеркивали недопустимость распыления капитальных вложений. XVII партийная конференция отмечала, что для улучшения капитального строительства необходима концентрация материальных и финансовых средств и людских сил.
Ответственная задача выдвигалась перед проектными организациями. В частности, предлагалось по мере возможности обеспечивать замену громоздких и дорогих конструкций менее громоздкими и более дешевыми, отказываться от дорого стоящей, бьющей на внешний эффект монументальности, применять местные непривозные материалы, заменять металл деревом, железо железобетоном и т. д.
Однако в специфических условиях Казахстана не всегда удавалось добиться повышения эффективности капитальных вложений. Основной причиной тому являлись существенные недостатки в организации капитального строительства. Так, в 1934 г. на всех строительных предприятиях фактическая стоимость строительства значительно превышала как сметную, так и фактическую стоимость в 1933 г. Превышение сметной стоимости составляло по республике 51%, а по сравнению с 1933 г.— около 30%.
Главными удорожающими строительство факторами являлись: слабая организация проектного дела, превышение в затратах труда установленных норм и расценок, недостаточная уплотненность рабочего дня, плохая организация труда, недостаток квалифицированных кадров рабочей силы и технического персонала. Привлечение в большом количестве квалифицированных рабочих из других районов приводило к значительным переплатам.
Недостаток стройматериалов, перебои в снабжении фондируемыми материалами из других районов, значительные транспортные издержки их перевозок также удорожали строительство. Отсюда понятно, почему повышение эффективности промышленного производства стало важной народнохозяйственной задачей. Практика социалистического строительства требовала разработки вопросов эффективности общественного производства, ее критериев. Вопросы эффективности капитальных вложений, использования производственных фондов особенно после XIV съезда партии стали предметом постоянного обсуждения.
Экономисты занимались определением критериев эффективности общественного производства. Многие из них полагали, что основным критерием народнохозяйственной эффективности является только повышение производительности общественного труда, выступающее важным фактором роста национального дохода. Стоимостные показатели как критерии эффективности производства отвергались. Не признавая роли рентабельности, экономисты в то же время считали, что она является показателем рациональной организации работы, снижения себестоимости продукции и может служить в качестве критерия эффективности хозяйственной деятельности предприятия. В начале 30-х годов Коммунистическая партия и Советское правительство указывали, что в отличие от первой вторая пятилетка должна быть по преимуществу пятилеткой освоения новых предприятий в промышленности, их организационного укрепления.
В национальных районах были достигнуты большие успехи в области овладения техникой строительства, теперь задача состояла в том, чтобы овладеть техникой новых производств, умело вести хозяйство.
Эффективный метод хозяйствования в условиях социалистического строительства — это организация работы предприятий на основе хозрасчета. Организация деятельности государственных предприятий на основе хозрасчета началась после перехода страны к новой экономической политике. Работа предприятий и объединений на хозрасчетных началах давала возможность сочетать плановое руководство с самостоятельностью предприятий, с инициативой, основанной на материальной заинтересованности производственных коллективов и каждого трудящегося в отдельности в увеличении объема производства, в повышении производительности труда, снижении себестоимости выпускаемой продукции, в улучшении других технико-экономических показателей.
Большую роль в укреплении хозрасчетных отношений играло материальное стимулирование коллективов. Главные принципы всей системы материального стимулирования при социализме были разработаны В. И. Лениным и применены в первые годы Советской власти. Первоначально создавался фонд натурального премирования. С переходом к нэпу и внедрением хозрасчета на предприятиях поощрительные фонды стали создаваться за счет полученной прибыли. Материальная заинтересованность коллективов предприятий в снижении затрат на производство продукции обеспечивалась тем, что часть прибыли, полученной в результате снижения фактической себестоимости по сравнению с плановой, оставалась в распоряжении предприятия.
Важное значение в усилении материального стимулирования трудящихся в выполнении и перевыполнении плановых заданий, в дальнейшем укреплении хозрасчета имело постановление ЦИК и СНК СССР от 19 апреля 1936 г. «О фонде директора предприятия за счет прибылей». В соответствии с этим постановлением на предприятиях был установлен фонд директора, который создавался путем отчислений от прибылей предприятий в размерах: 4% от плановой, 50% от сверхплановой прибыли. Средства этого фонда использовались на жилищное строительство, на улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятия и др.
Большая работа проводилась по улучшению организации заработной платы. Оплата непосредственно ставилась в зависимости от результатов труда, Тарифной реформой 1927—1928 гг. было поднято значение тарифной ставки путем повышения удельного веса ее в общем заработке рабочего. А тарифной реформой 1931—1932 гг. вводились новые тарифные сетки по отраслям промышленности с возрастанием в ставках от низшего к высшему разряду; были разработаны новые тарифные справочники, где учитывались квалификации работников и выделялись ведущие профессии.
Новая обстановка потребовала расширения хозяйственной самостоятельности предприятий. Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации управления промышленностью» было признано, что основным звеном управления промышленностью является предприятие, находящееся па хозрасчете. Предприятия могли проявлять широкую инициативу в рамках выделенных планом лимитов. На основе этого постановления начался перевод на хозрасчет отдельных цехов, бригад и отделов.
Громадную роль в совершенствовании хозрасчетных отношений сыграла кредитная реформа 1930— 1931 гг., которая дала возможность добиться ликвидации автоматизма банковского кредитования, установить действительную финансовую дисциплину и осуществить кредитование хозорганов в соответствии с ходом выполнения плановых заданий и перейти на договорные отношения.
В связи с этим большое значение приобрел вопрос об укреплении договорных отношений между предприятиями. Отсутствие договорных отношений между хозяйственными организациями приводило к снижению качества продукции в результате пренебрежения к этому важному показателю, к нарушению сроков в выполнении заказов. Договорные отношения должны были покончить с «произволом» поставщика, с игнорированием интересов потребителя. Они слагались в пределах утвержденного народнохозяйственного плана, Поставщик не должен был искать покупателя так, как это имело место в первые годы нэпа. Размеры продукции и порядок ее реализации в основном определялись планом. Договоры подкрепляли план установлением конкретных связей между различными хозяйственными организациями. Каждое предприятие или объединение, взяв на себя определенные обязательства перед другими хозяйственными организациями, попадало под контроль своих заказчиков.
Какие же изменения происходили в практике руководства хозяйством, в частности, как обстояло дело с внедрением хозяйственного расчета в промышленности Казахстана, где испытывался недостаток в квалифицированных кадрах во всех звеньях управления? Здесь дело было посложнее. Начало работ по осуществлению действительного хозрасчета натолкнулось на плохое состояние экономической работы внутри хозяйственных единиц, на незнание со стороны многих объединений и краевых органов положения дел на местах.
Недостатки и ошибки, имевшиеся в прошлом в системе кредитования, привели к тому, что хозяйственники перестали интересоваться хозяйственным положением своей системы. Последствия такой бесхозяйственности выражались в отсутствии баланса и отчетных данных о хозяйственном положении каждого предприятия, в неправильной разверстке кредитных лимитов между отдельными предприятиями, в неумении хозобъединения маневрировать в пределах утвержденных планов. В результате часто возникала такая ситуация, когда одно предприятие недоиспользовало лимиты, а другому их не хватало.
В среде хозяйственников еще бытовало мнение о том, что в силу специфических особенностей Казахстана якобы невозможен немедленный переход на хозрасчет. Однако в руководящих органах республики оно было признано несостоятельным и не поддерживалось.
Все хозяйственные объединения Казахстана должны были завершить заключение договоров, иметь промфинпланы, поквартальный отчетный баланс своих предприятий, наладить статучет, научиться маневрировать в пределах своих лимитов, закончить перевод на хозрасчет отдельных цехов.
В приказе по Казахстанскому ЦСНХ от 23 ноября 1931 г. подчеркивалась необходимость завершения всей работы по переводу цехов на хозрасчет к 1 января 1932 г. В осуществлении цехового хозрасчета основные положения сводились к следующему: переводу на внутризаводской хозрасчет подлежали основные и вспомогательные цеха в крупных предприятиях, а также отделы снабжения и сбыта; хозрасчетные отношения между дирекцией предприятия и цехом устанавливались на основании наряда-заказа; наряд-заказ составлялся на квартал с определением месячных заданий, включавших сроки снабжения цеха сырьем и материалами, нормы их расходования, показатели но производительности труда, заработной плате и себестоимости; в пределах наряда-заказа и плановых заданий цех являлся самостоятельной внутризаводской единицей; цеху предоставлялись функции оперативного планирования, первичного учета, калькулирования продукции, нормирования труда и рационализации; экономия цеха и его перерасход учитывались ежемесячно, часть сэкономленных средств передавалась в распоряжение цеха; взаимоотношения между цехами определялись договорами, которые составлялись на основе и в пределах промфинпланов предприятий.
После перевода предприятий на хозрасчет началось заключение договоров между хозорганами. С 20 марта по 1 мая 1931 г. проводилась подготовительная работа. На 20 мая 1931 г. количество хозорганов по республике, вступивших в договорные отношения, составило 53% к плановому.
Новым веянием были охвачены и работники сферы обращения. До этого краевые торгующие организации не имели достаточного представления об экономическом профиле обслуживаемых районов и допускали ошибки в завозе товаров. Теперь они должны были изучить районы, приспособить свою работу к их условиям и этим способствовать ускорению товарооборота.
Одним из мощных факторов подъема производства явилась небывалая в истории трудовая активность трудящихся. Социалистическое соревнование становится действенным методом мобилизации трудящихся на более полное использование внутрипроизводственных резервов, на развитие рационализации и изобретательства.
Соревнование приняло особенно широкий размах после обращения XVI конференции партии весной 1929 г. об организации социалистического соревнования за выполнение пятилетнего плана.
В годы первой пятилетки возникли такие формы социалистического соревнования, как ударные бригады, производственные смотры, соревнование между предприятиями различных отраслей. В годы второй пятилетки зародилась новая форма соревнования — стахановское движение, ломавшее старые нормы выработки рабочих.
Социалистическое соревнование в Казахстане широкое распространение получило в 1929 г. на строительстве Турксиба, строители которого вступили в соревнование с коллективом строителей ДнепроГЭСа.
К первому Всеказахстанскому слету ударников, проходившему в октябре 1930 г., в республике уже насчитывалось свыше 10 тыс. ударников-передовиков соревнования. В 1931 г. в промышленности Казахстана их было уже около 25 тыс. человек, или 40% к общей численности, а в 1933 г. число ударников составляло в Карагандинском угольном бассейне свыше 50%, по «Эмбанефти» — около 50, на руднике "Степняк" — 68% всех рабочих.
Начало третьей пятилетки в социалистическом соревновании ознаменовалось появлением такой формы движения, как совмещение профессий, возникновение многостаночников. Это движение в Казахстане зародилось в цветной металлургии, инициаторами его выступили горняки и металлурги Риддера, оно было подхвачено металлургами Балхаша. В результате развития движения за совмещение профессий было произведено рациональное перемещение квалифицированных рабочих между цехами.
Рост творческой активности рабочих и инженерно-технических работников на основе подъема их культурно-технического уровня выражался в размахе рационализации и изобретательства. Творческая мысль трудящихся стала активизироваться уже к середине 20-х годов. В 1928 г. в республике было рассмотрено 449 рационализаторских предложений. В последующие годы развитие рационализаторства и изобретательства давало возможность без дополнительных затрат получать в промышленности сверхплановую продукцию, выявлять внутренние резервы производства. Только в 1932 г. от внедрения рационализаторских предложений получено 4 млн. руб. экономии. Л за годы второй пятилетки было подано более 40 тыс. рационализаторских предложений, которые в результате внедрения многих из них позволили сэкономить около 18 млн. руб.
Повышение эффективности производства достигалось и посредством его рациональной концентрации, которая является важной закономерностью развития промышленности при социализме. Господство общественной собственности на средства производства позволяет планомерно осуществлять концентрацию производства во всех основных отраслях и районах страны в более крупных масштабах, нежели при капитализме, что служит мощным фактором повышения производительности общественного труда.
В период индустриализации и в последующие годы в промышленности Казахстана концентрация производства осуществлялась путем строительства весьма крупных предприятий. В 1913 г. в России 32 тыс. г меди выплавлялось на 19 заводах. В СССР стали строить крупные предприятия. Отдельные заводы выплавляли больше меди, чем на всех заводах дореволюционной России.
На Коунрадском руднике, являвшемся в 30-е годы по своим масштабам одним из крупнейших в мире, добыча руды превышала ее добычу на всех рудниках России в 1913 г.
За счет казахстанских месторождений в стране возрастал удельный вес открытой разработки руды цветных металлов. В предвоенные годы в СССР добыча медной руды открытым способом в общей добыче составляла в 1938 г. 15, а в 1941 г.—35%.
Большие изменения в концентрации производства в промышленности Казахстана произошли уже в годы первой пятилетки. Так, на 1 января 1929 г. свыше половины всех работников промышленности КАССР были заняты на предприятиях с числом рабочих до 500 человек. На 1 июля 1932 г. на этих предприятиях было занято уже 27,6% всех работников. Если на начало пятилетки абсолютный размер предприятий по числу работников не превышал 3 тыс. человек, то к концу пятилетки на предприятиях с количеством свыше 3 тыс. человек работало 35% всего персонала фабрично-заводской промышленности, имелись уже и предприятия, на которых было занято свыше 10 тыс. человек.
Эффективность промышленного производства повышалась с ростом его технической вооруженности. По шахтам комбината «Карагандауголь» механизация вырубки уже в 1937 г. достигла 91,1 против 89,6% в среднем по стране, механизация доставки — 85,4 против 84,4% по СССР. К концу второй пятилетки по "Эм-банефти" 94% всей нефти было добыто насосами, компрессорами, газолифтами. Высокой механизацией и концентрацией производства отличалась цветная металлургия республики.
Рост технической вооруженности труда, успехи в освоении новой техники, подъем культурно-технического уровня рабочих обусловили возникновение и развитие движения новаторов производства, стахановского движения. Движение новаторов вызвало переворот в техническом нормировании. В связи с изменениями в технике и технологии и массовым новаторством передовиков производства пересматривались нормы выработки. Как и по стране в целом, в Казахстане значительное внимание в годы индустриализации уделялось вопросам нормирования затраты труда и материальных ресурсов. Широко ставились вопросы по производственному нормированию и тарификации.
При Госплане КАССР был организован Республиканский совет нормирования (Респсовнорм), а при строительных и других организациях создавались ячейки по нормированию. Старые нормы периодически пересматривались и заменялись более прогрессивными, установленными с учетом опыта передовиков производства, достижений техники и технологии, а также уровня организации труда и производства.
Массовый пересмотр устаревших норм в промышленности Казахстана проводился в начале 1936 г. До этого основной контингент рабочих во всех отраслях промышленности Казахстана намного перевыполнял старые нормы, это говорило о том, что они не соответствуют новым условиям производства и прекратились в тормоз. Поэтому в первой половине 1936 г. старые нормы были пересмотрены по всем наркоматам в сторону их повышения. Новые нормы были увеличены: по цветной металлургии — в пределах 25—40%, по золотодобывающей промышленности — на 25—30, по Наркомпищепрому — на 20—35%.
Как видно, новые нормы значительно превышали старые. В связи с этим возникал вопрос о том, было ли такое увеличение обоснованным, не создавало ли трудности в выполнении норм выработки в промышленности? Однако эти опасения не оправдались. Степень освоения новых норм выработки характеризуется следующими данными: к концу 1936 г. по комбинату «Карагандауголь» из 6375 человек 4060 человек, или 63,8%, выполняли нормы от 100 до 150%, 920 человек, или 14,3%»— от 150 до 200%, 340 человек, или 5,3%,— свыше 200%, не выполнили норму 1055 человек, или 16,6%.
По основным цехам Риддерского комбината за тот же год выполнили нормы от 100 до 150% 1232 человека, или 56%; от 150 до 200% — 221 человек, или 9%, свыше 200% —23 человека, или 1%; не выполнили норму 766 человек, или 33%.
По Чимкентскому свинцовому заводу на 1 января 1937 г. выполнили нормы от 100 до 150% 835 человек, или 53,5% ; от 150 до 200% — 204 человека, или 13%; свыше 200% — 41 человек, или 4%. Как видно, основная масса рабочих новые нормы выработки освоила и стала перевыполнять их уже к концу 1936 г.
В деятельности администрации и общественных организаций определенное место отводилось вопросам экономики предприятия, правильно оценивалась роль экономиста. Как и технические специалисты, "практически не в менее важной роли выступает экономист, выявляющий экономические предпосылки строительства и участвующий в составлении планов производства и распределения... Сами по себе, без помощи экономистов, техники не могут содействовать индустриализации и развитию нашего хозяйства в той плоскости и в том направлении, какие необходимы для достижения целей социалистического строительства". Однако в период индустриализации из-за недостатка подготовленных кадров экономическая служба в промышленности все же не могла быть поставлена на должную высоту. Тем не менее, и в этот период ей уделяли значительное внимание.
Концентрация производства, совершенствование техники и технологии, повышение культурно-технического уровня работников, социалистическая организация труда обусловили рост его производительности высокими темпами. Производительность труда в промышленности СССР по сравнению с 1917 г. увеличилась в 1932 г. почти в 2,4, а в 1940 г.— более чем в 5,9 раза. Уровень 1913 г. по производительности труда в 1940 г. был превзойден более чем в 4,2 раза.
Несмотря на то, что затягивались сроки сооружения некоторых важных предприятий, несвоевременно осваивались производственные мощности, постоянно испытывался недостаток в квалифицированных кадрах рабочей силы, в годы довоенных пятилеток в промышленности Казахстана были достигнуты большие успехи в подъеме производительности труда. Данные таблицы 7 позволяют судить о темпах роста производительности труда по основным предприятиям тяжелой промышленности Казахстана в годы второй пятилетки.
Таблица 7
Годовая выработка на 1 рабочего и рост производительности труда по основным предприятиям Наркомтяжпрома на 1934—1936 гг.*

* Партархив Казфил. ИМЛ при ЦК КПСС, ф. 708, оп. 1, ед. хр. 1105, л.
Как видно из данных таблицы 7, на предприятиях нефтяной, угольной промышленности и цветной металлургии Центрального и Южного Казахстана производительность труда за указанный период развивалась довольно высокими темпами. Относительно медленно повышалась производительность труда на предприятиях Зыряновского и Риддерского комбинатов, что объясняется незавершенностью их строительства.
В 1939 г. выработка на одного рабочего в крупной промышленности (в ценах 1926—1927 гг.) по сравнению с 1913 г. увеличилась в 2,2 раза, в том числе: в
каменноугольной промышленности — в 2,9, нефтедобывающей — в 4,2, цветной металлургии — в 4,9, текстильной промышленности — в 2,2 раза.
Высоким был рост производительности труда и в пищевой промышленности Казахстана. На Петропавловском мясокомбинате — крупнейшем предприятии мясной промышленности республики — выработка на одного рабочего в 1934 г. составляла около 15 ООО руб., в 1937 г.—21 743, а в 1939 г.—31 291 руб. На Семипалатинском мясокомбинате производительность труда была еще выше. Выработка на одного рабочего по Семипалатинскому мясокомбинату в 1934 г. составляла 12 220 руб., в 1937 г.—22 280 руб., а в 1939 г.— уже 34 156 руб. Подъем производительности труда наблюдался и в других отраслях пищевой промышленности. Успехи в повышении производительности труда в отраслях пищевой промышленности были связаны с укрупнением производства, его механизацией и ростом квалификации работников.
Итак, эти данные свидетельствовали об эффективной организации труда и производства в период строительства социализма в условиях национальных районов. Они опровергали клеветнические измышления шовинистически настроенных людей, утверждавших, что индустриальное развитие отсталых восточных районов будет происходить при чрезмерно высоких издержках и окажется неэффективным. Успехи в развитии общественного производства в промышленности позволяли идейно обезоружить и представителей местного национализма, выступавших против индустриализации Казахстана.
Достижения в повышении эффективности общественного производства способствовали росту накопления в промышленности, осуществлению социалистического расширенного воспроизводства высокими темпами и улучшению благосостояния трудящихся.