Главная   »   Гражданское право казахской ССР.Часть II   »   5. Договор бытового заказа является основной правовой формой, бытового обслуживания населения
 
 



 5. Договор бытового заказа является основной правовой формой, бытового обслуживания населения

Подрядчиками выступают предприятия бытового обслуживания (комбинаты, фабрики, ателье, мастерские и т. д.), а заказчиками — только граждане.

 

Наряду с общими нормами о договоре подряда к бытовому заказу, как уже говорилось, применяются специальные нормативные акты, прежде всего, надлежаще утвержденные типовые договоры. Отступления от условий типовых договоров, ограничивающие права заказчиков, признаются недействительными (ст. 357 ГК). Напротив, условие, расширяющее права заказчика, может быть включено в договор по соглашению сторон.
 
Документом, используемым для оформления договора бытового заказа, служит квитанция, выписываемая на специальном бланке определенного образца. Исполнение заказчиком своей обязанности по оплате работы может осуществляться по некоторым видам обслуживания с рассрочкой платежа. На передовых предприятиях системы бытового обслуживания вводится оплата услуг после выполнения заказов.
 
Если работа выполняется из материала предприятия бытового обслуживания, то стоимость материала оплачивается заказчиком полностью или в части, указанной в типовом договоре, при заключении договора. Для оплаты материала заказчику также может быть предоставлен кредит.
 
При осуществлении работ по ремонту технически сложных предметов культурно-бытового назначения длительного пользования устанавливаются гарантийные сроки. Хотя ч. 2 ст. 348 ГК предусматривает возможность применения таких сроков в любых договорах подряда, они на практике используются лишь в договорах бытового заказа по выполнению названных работ. В течение этих сроков предприятие устраняет за свой счет и своими силами обнаруженные недостатки, допущенные им при выполнении заказа.
 
Наконец, особые правила действуют и в случаях нарушения договора бытового заказа и применения ответственности. В соответствии с ч. 3 ст. 349 ГК, в случаях обнаружения существенных недостатков в вещи, изготовленной по договору бытового заказа, заказчик вправе по своему выбору требовать либо изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, либо расторжения договора и возмещения убытков. Новый вид ответственности введен Едиными правилами бытового обслуживания в РСФСР, который заключается в том, что предприятие обязано при выдаче заказа возвратить клиенту без его заявления надбавку за срочность, если срок исполнения заказа был нарушен.
 
Существенное значение для защиты интересов граждан имеет и форма ответственности. Денежная компенсация стоимости несохранившейся вещи не всегда удовлетворяет заказчика. Поэтому в нормах о договоре бытового заказа целесообразно установить обязанность предприятия изготовить и передать заказчику по его требованию новую вещь, равноценную сданной при заключении договора.