Главная   »   Гражданское право казахской ССР.Часть II   »   7. Особенности договора перевозки в прямом сообщении и прямом смешанном сообщении
 
 



 7. Особенности договора перевозки в прямом сообщении и прямом смешанном сообщении

Основными особенностями договора перевозки прямого сообщения являются: а) участие в перевозке не менее двух транспортных организаций (одного или нескольких транспортных ведомств); б) наличие единого транспортного документа (накладной); в) передача груза от одного перевозчика другому, в том числе передача его перевозчику иных ведомств с перевалкой на другой подвижной состав без какого-либо участия грузовладельца; г) выступление перевозчика пункта отправления как законного представителя всех последующих участников транспортного процесса; д) ответственность перевозчика места назначения за всех участвующих в данной перевозке перевозчиков.
 
Транспортные уставы и кодексы содержат специальные нормы, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта. На основании уставов и кодексов разрабатываются правила перевозок грузов в прямом смешанном -сообщении. Наиболее полно регламентация отношений соперевозчиков содержится в Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Разъяснения по вопросам применения законодательства при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении содержатся в Инструктивном письме Госарбитража СССР от 30 июля 1976 г. № И-1-23.

 

В прямое смешанное грузовое сообщение включаются все транспортные организации, открытые для операций по грузовым перевозкам по перечню, установленному соответствующими транспортными министерствами и ведомствами (ст 110 УАТ, ст. 98 УЖД).
 
Грузы в прямом смешанном сообщении как правило, принимаются на основании плана, но транспортные министерства и ведомства могут по согласованию между собой перевозить грузы в этом сообщении также сверх плана. Специально планируется перевалка грузов, т. е. их перегрузка с перевозочных средств одного вида транспорта на перевозочные средства другого вида транспорта. За невыполнение плана перевалки грузов транспортные организации несут друг перед другом имущественную ответственность.
 
Количественная проверка переваливаемого груза осуществляется по требованию принимающей стороны. При обнаружении во время передачи груза недостачи веса или грузовых мест против накладной, порчи или повреждения груза, неверного наименования груза сдающей стороной с участием принимающей стороны составляется коммерческий акт, копия которого приобщается к перевозочным документам и в конечном итоге выдается грузополучателю вместе с грузом и накладной, являясь основанием для предъявления претензии и иска к перевозчику места назначения.
 
Условия работы перевалочных пунктов определяются узловыми соглашениями, заключаемыми с автотранспортными предприятиями и организациями, с железной дорогой, пароходства-ми (портами) или аэропортами сроком на 3 года. Такого рода соглашения являются самостоятельной формой вспомогательного договора транспортного права, регулирующего правоотношения различных видов транспорта в пунктах перевалки грузов.
 
Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности сроков доставки их каждым из видов транспорта, осуществляющих данную перевозку, и исчисляются на основании действующих на этих видах транспорта правил.
 
Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении частично взыскивается в пункте отправления, остальная часть —в пункте назначения (ст. 111 УЖД, ст. 177 УВВТ и § 113 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении).
 
Ответственность предприятий различных видов транспорта за сохранность грузов, принятых к перевозке в прямом смешанном сообщении, определяется уставами, кодексами и правилами, действующими на каждом из видов транспорта.
 
На основании ст. 170 УЖД, ст. 222 УВВТ, ст. 295 КТМ, ст. 125 УАТ установлен порядок, по которому взыскание за несохранность груза может быть реализовано лишь через перевозчика пункта назначения, выдавшего груз получателю, что практически означает последующее удовлетворение регрессных требований перевозчика места назначения к фактически виновному в неисправности соперевозчику.
 
В Уставе автомобильного транспорта Казахской ССР в отличие от УАТ других союзных республик предусматривается взаимная ответственность транспортных организаций в пунктах перевалки за простой транспортных средств (ст. 126 УАТ). Ст. 118 УЖД, ст. 173 УВВТ определяют ответственность только пароходств, пристаней, портов перед железными дорогами за простой вагонов в пунктах перевалки.