3. Система транспорта и связи. Энергетика
Развитие индустрии в Казахстане стимулировало, в свою очередь, расширение транспортной сети. В 1950 году завершилась укладка полотна Моинты-Чу протяженностью 438 км. С севера на юг прокладывался участок Трансказахстанской магистрали. Началось движение на железнодорожной линии Джамбул-Шолактау.
Были телефонизированы все районные центры; большинство совхозов, аульных и сельских Советов получило телефонную связь с районными центрами. К весне 1949 года стала функционировать автоматическая телефонная станция в Алма-Ате, связавшая столицу с 56 городами страны, число радиоприемных и трансляционных радиоточек увеличилось по сравнению с 1940 годом почти вдвое. Интенсивное развитие экономики республики потребовало одновременного развития транспорта и связи. Сеть железных дорог в 1960 году возросла до 11,47 тыс. километров по сравнению с 1945 годом, когда длина дорог составляла 8,2 тыс. километров. Вместе с тем организация ритмичной работы на железной дороге затруднялась тем, что отдельные участки ее входили в состав семи железных дорог - Туркестано-Сибирской, Карагандинской, Оренбургской, Ташкентской, Омской, Рязано-Уральской, Томской. Трудности были устранены, когда на территории республики в 1958 году была создана Казахстанская железная дорога (ныне «Казахстан Темир Жолы»). За 1951-1955 гг. эксплуатационная длина железных дорог на территории Казахстана увеличилась с 8407 до 9973 километров, то есть на 1566 километров.
Большой объем строительных работ, высокие темпы развития цветной и черной металлургии, машиностроения и топливной промышленности в Казахстане явились объективной основой опережающего развития энергетической базы. Карагандинский металлургический комбинат стал базой снабжения металлом не только самой республики, но и Сибири, Урала, Средней Азии.
Вместе с тем историческая практика показала, что реформы в области управления экономикой в условиях административной системы не смогли обеспечить крупных радикальных преобразований. Осуществляемая с 1957 года перестройка управления отраслями по территориальному принципу, предусматривающая создание системы совнархозов, вскоре стала давать сбои. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили такую же опеку совнархозов. Экономические рычаги не работали. Как следствие, на совещаниях специалисты нередко отмечали неэффективность экономических преобразований и требований новых форм управления.
Неудачи порождали нервозность, волну скоропалительных решений, где центральную ключевую роль играл Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В 1962 году была предпринята попытка укрупнения совнархозов в Казахстане. В том же году была осуществлена реорганизация органов управления, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные подразделения. Но в руководстве страны по-прежнему не было понимания необходимости политической реформы, внесения каких-либо существенных корректив в идеологические основы политики.
Волюнтаризм, милитаризация, планирование, Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), цветная металлургия, черная металлургия
Обратите внимание!
От этого зависит ваша эрудиция!
Волюнтаризм - деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Милитаризация - подчинение экономики, промышленности целям войны.
Планирование - разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению.
Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - в 1949-1991 гг. межправительственная экономическая организация социалистических стран.
Цветная металлургия - отрасль тяжелой промышленности, включающая добычу и обогащение руд, производство и обработку цветных металлов и их сплавов.
Черная металлургия - отрасль тяжелой промышленности, к которой относятся предприятия по добыче и обогащению рудного и нерудного сырья для черной металлургии, по производству огнеупоров, продуктов коксо-химической промышленности, чугуна, стали, проката, ферросплавов и т. д.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ,
ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопросы для самопроверки
1. Какие изменения условий жизни трудящихся произошли во второй половине 1940-х годов?
2. Какие процессы происходили в экономике? Как эти процессы повлияли на ситуацию в Казахстане?
3. Что делалось в Казахстане для решения производственных вопросов?
4. Каких известных шахтеров вы знаете?
5. Как вы думаете, реформы в послевоенное время и их последствия были исключением или закономерностью?
6. Какие изменения происходили в структуре управления народным хозяйством КазССР в период с 1954 по 1964 годы, с чем они были связаны и какие имели последствия?
7. Докажите, что 1950-1960-е годы являются началом научно-технического прогресса.
8. Почему существовали трудности в работе железнодорожного транспорта республики до 1958 года? Как они были устранены?
Творческие задания
I. Напишите реферат на одну из предложенных тем, используя литературу в Приложении по разделу в конце учебника:
- Успехи республики в развитии промышленности в годы четвертой пятилетки.
- Индустриальное развитие Казахстана в годы пятой пятилетки.
- Строительство промышленных гигантов, молодых городов в Казахстане в 1950-е годы, роль молодежи в индустриальном развитии Казахстана.
II. Заполните таблицу:
.jpg)
Тестовые задания
1. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 годы предусматривал:
а) автоматизацию производства
б) строительство автомобильных дорог
в) развитие тяжелой промышленности
г) освоение целинных земель
д) прокладку новых нефтепроводов
2. Главным направлением научно-технического прогресса страны в 1960-е годы была:
а) компьютеризация
б) механизация
в) автоматизация
г) электрификация
д) роботизация
3. Причиной появления крупных городов на карте Казахстана в 1960-е годы главным образом послужило:
а) демографическая политика
б) развитие инфраструктуры
в) освоение крупных месторождений полезных ископаемых
г) политика привлечения рабочей силы
д) освоение новых земель