Искусство
В XVIII в. блистали утонченным мастерством французские придворные живописцы: Антуан Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и Оноре Фрагонар (1732—1806). Их картины — это портреты аристократов, лирические сценки и пейзажи, мифологические сюжеты. На полотнах их современника Жана Батиста Симеона Шардена (1699— 1779) мы видим представителей простонародья: крестьян и ремесленников, прачек и служанок.
.jpg)
Жан Батист Симеон Шарден
Значительный вклад в развитие живописи внес английский художник Уильям Хогарт (1697—1764)—удивительно тонкий мастер пейзажа и портрета. Он творил и в сатирическом жанре, где ему особенно удавались бытовые сценки из жизни английской аристократии и буржуазии.
Дух Просвещения, постоянного поиска, движения вперед царил и в музыке XVIII в. Долгое время музыка преимущественно была церковной (если не считать музыки фольклорной, т. е. народной), во многом она оставалась такой и в век Просвещения. Но в этих ограниченных рамках создавались удивительные по красоте и величественности произведения.
Вершиной церковной музыки при всем ее многообразии стало творчество двух великих немецких композиторов — Георга Фридриха Генделя (1685—1759) и Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). Генделя в равной степени можно считать и английским композитором: он почти полвека служил в соборах Лондона, где и создал свои гениальные произведения. Бах играл на органе в немецких церквях, его поразительная по мощи и глубине музыка стала в своем роде мостиком между церковной музыкой и светской. Этим новаторством во многом и объясняется то, что талант великого композитора был оценен далеко не сразу. Это произошло лишь спустя 80 лет после смерти Баха, но за эти годы многие его нотные рукописи бесследно пропали.
В XVIII в. материальный и духовный мир европейцев стал неизмеримо богаче и шире. И хотя лучшие произведения литературы, изобразительного искусства, музыки не могли в то время стать достоянием каждого, атмосфера поиска и неустанного труда, пронизывавшая век Просвещения, охватывала все общество.
Вопросы и задания
1. Что представляет собой культура?
2. Почему XVIII столетие называют веком Просвещения?
3. Какие ученые заложили основы современной высшей математики?
4. Расскажите о великом немецком астрономе Иоганне Кеплере.
5. Охарактеризуйте значение развития естественных наук в XVII— XVIII вв.
6. Что вам известно об искусстве этого периода?
* 7. Используя дополнительную литературу, напишите реферат об известных представителях искусства эпохи Просвещения.