Окончание промышленной революции
Промышленная революция завершилась под стук паровозных колес.
В 1825 Г. Дж. Стефенсон провел пассажирский состав между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1830 г. линия протяженностью 100 км связала текстильный Манчестер с портовым Ливерпулем. К 1850 г. Англия покрылась сетью железных дорог, общая протяженность которых достигла 50 тыс. км.
Паровоз Дж. Стефенсона
Железнодорожная лихорадка дала толчок развитию металлургии, машиностроения, горнорудного и строительного дела. Выплавка чугуна выросла втрое и перевалила за 2 млн. т. Те же железные дороги породили паровозо- и вагоностроение. Первое место продолжала занимать текстильная промышленность (1050 тыс. рабочих в 1850 г. по сравнению с 220 тыс. в угледобыче), прежде всего хлопчатобумажная, продукция которой составляла 70% британского экспорта. Но в середине века машинное производство, включая машиностроение, одержало победу во всех основных отраслях. Промышленный переворот был завершен. Англия превратилась в мастерскую мира, с ее изделиями не мог конкурировать никто. Экспорт составлял 70 млн. фунтов стерлингов в 1850 г. по сравнению с 45 млн. фунтов стерлингов в 1830 г. Лондон стал мировым торговым центром.